Блага

Блага

Блага [goods] – обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты, имеющие положительную общественную полезность, в отличие, например, от безвозвратных отходов производства, загрязнений среды и им подобных, несущих обществу не благо, а вред. (Ср. Дефицитность благ, Экономические блага.)

Материальные потребительские Б., представленные на рынке (т.е. товары), по характеру потребления делятся на три большие группы.

В первую входят те Б., которые отличаются разовым характером потребления, т.е. это продукты питания и некоторые промышленные товары. Причем поскольку экономико-математические модели обычно строятся с годовыми интервалами как основной единицей времени, то к первой группе относятся все те предметы (фактически совсем не обязательно относящиеся к предметам разового применения), срок использования которых ограничен годом. Поэтому, например, к ним обычно с известной долей условности относят и одежду, обувь, белье. Вторая группа – это предметы длительного пользования – холодильники, стиральные машины, мебель, автомашины и т.д. В третью группу входят услуги – для них момент производства и момент потребления совпадают во времени.

С точки зрения характера объекта потребления благ, их можно разделить на Б. личного пользования, коллективного пользования и общественного пользования; будучи присвоенными экономическим объектом, они становятся соответственно личной, коллективной и общественной (общегосударственной) собственностью. По другой терминологии их соответственно называют: личные блага, коллективные блага, общественные блага.

Общее правило: чем выше доходы населения, тем больше покупается благ, и наоборот. Те товары и услуги, которые, подчиняются этому правилу, называются нормальными благами,  другие же, спрос на которые падает с ростом доходов населения — низшими, низкокачественными благами (см.,  Гиффина товары).

Наконец, с точки зрения характера использования полезности благ можно выделить: 1) Б. «конкурентные» (если такое Б. получил один объект, оно уже не достается другому; таково большинство предметов личного потребления); 2) Б. «неконкурентные» – ими пользуются все потребители в равной мере, независимо друг от друга; (например, многие природные Б. или, что очень актуально, нематериальные активы, такие как доступ к Интернету или социальным сетям); 3) Б. смешанного использования, эффективность которых используется как непосредственно лицами (или коллективами), которые их присваивают, так и коллективами (или обществом) в целом. Например, прививки определенным группам населения приносят им непосредственную пользу, но одновременно снижают вероятность заболеваний людей, их окружающих (См. также Внешняя экономия, внешние эффекты, Гиффена товары,  Капитальные блага, Нормальные блага, Общественные блага).


Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. . 2003.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Блага" в других словарях:

  • блага — Обобщенный термин, объединяющий известные термины: материальные (потребительские и производственные) Б., духовные Б., капитальные Б., а также менее распространенный термин – природные Б. Следовательно, их можно определить как некоторые объекты,… …   Справочник технического переводчика

  • Блага — (рум. Blaga, чеш. Blaha) румынская и чешская фамилия. Известные носители: Блага, Лучиан (1895 1961)  румынский поэт, переводчик, драматург, журналист, профессор университета, дипломат, философ, одна из крупнейших фигур румынской культуры… …   Википедия

  • БЛАГА — (goods) 1. То, что люди предпочитают скорее иметь в большем, а не в меньшем количестве; так, например, доход, отдых и безопасность являются благами, тогда как загрязнение среды и риск – злом. 2. Экономические активы, принимающие осязаемую… …   Экономический словарь

  • БЛАГА — англ. goods; нем. Gut. Совокупность предметов, услуг, условий, служащих удовлетворению материальных потребностей индивидов и коллективов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • блага — и, ж. blague f. 1. един. Кисет. С особой обстоятельностью положил он на сухия и острыя колени свою blague, раскрыл ее, и вынул оттуда длинными, худыми пальцами пачку бумажек, отдунул листик, сорвал его, положил щепоть табаку, и стал скручивать.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Блага — Благовещенск г. Благовещенск, сетевое …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • блага —   Всех благ (разг. фам.) до свиданья (приветствие при прощания).     Помоал ему руку со словами: Всех благ .   Ни за какие блага (в мире) ни за что, ни в каком случае.     Собака ни за какие блага не отстанет от хозяина.   Благовидный предлог… …   Фразеологический словарь русского языка

  • блага — желать блага • модальность, пожелание …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Блага Даровые — англ. free goods блага,распространенность которых настолько широка, что их стоимость практически равна нулю, и поэтому нет необходимости в их производстве и распределении. Д.б. являются солнечный свет, снег, природная влага и т.п. Словарь бизнес… …   Словарь бизнес-терминов

  • Блага общественного пользования — (public goods  ) = см. Общественные блага …   Экономико-математический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»